29.06.2011
История компании "КАМАЗ"
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в 1969 году, было принято решение по строительству нового комплекса заводов для производства грузовых автомобилей. Существовало семьдесят вариантов по размещению комплекса. После всестороннего изучения этих вариантов, был выбран тот, который предлагал строительство в небольшом городке Набережные Челны на реке Каме. Преимущества Набережных Челнов ни у кого не вызвали удивления, т.к. городок располагается в самом центре бывшего Советского Союза, рядом находилась железная дорога, имелись две судоходные реки Волга и Кама. Всё это позволяло обеспечить всем необходимым постройку комплекса, а после его открытия – транспортировать грузовики потребителю. В пользу Набережных Челнов было и то, что в регионе существовала крупнейшая строительная организация «КамГЭСэнергострой». Имея всю инфраструктуру для подвоза необходимых материалов, на базе этой организации можно было завершить строительство плотины и ГЭС мощностью 1,5 миллионов киловатт-часов, возвести заводские корпуса и жильё для будущих строителей автомобилей.
На Всесоюзную стройку в городок Набережные Челны поехали специалисты и рабочие со всего Советского Союза. Все министерства и ведомства СССР, главки Госснаба, свыше двух тысяч предприятий, работали над выполнением заказов «КАМАЗа» на технику, оборудование и строительные материалы. На строительстве комплекса работало более 100000 человек. По тем временам, будущий автозавод обеспечивали новейшим технологическим оборудованием. У иностранных компаний закупалось самое современное оборудование, всего в поставках КАМАЗу участвовало более семисот компаний, среди них «Хитачи» и «Камацу» из Японии, «Сандвик» из Швеции, «Либхер», «Буш» и «Хюллер» из Германии, «Рено» из Франции, «Эксцелла», «Фата» и «Морандо» из Италии, «Ингерсолл Рэнд», «Свинделл-Дреслер», «Сикаст», «Холкрофт» из Америки, «Айхелин» из Австрии и др. На ровном месте, среди холмистого поля рождался будущий автогигант «КАМАЗ». Для сглаживания неровностей местности и выполнения вертикальной планировки необходимо было отсыпать и перевезти несколько миллионов кубометров грунта.
Строительство Камского автозавода началось 13 декабря 1969 года. Расчетная мощность завода составляла 250000 двигателей и 150000 грузовых автомобилей ежегодно. Производственное объединение «КАМАЗ» раскинулось на территории в 35 квадратных километров. При строительстве комплекса решались и огромные проблемы в коммунальной сфере. Несколько сотен тысяч людей до строительства комплекса «КАМАЗ» жили в бараках и коммуналках, а после получили комфортабельное жилье, детские сады, современные учебные заведения, медицинские учреждения, множество объектов спорта, культуры, досуга и отдыха. В Прикамье, благодаря строительству «КАМАЗа», создали мощный научно-промышленный центр и развитую инфраструктуру пригородной сельскохозяйственной зоны.
После постройки ПО «КАМАЗ» численность города Набережные Челны увеличивалась ежегодно на 35000 человек. До начала строительства население Набережных Челнов составляло 27000 человек, а в 1995 году в городе уже проживало более полумиллиона жителей, с комфортными условиями проживания и развитой городской инфраструктурой.
Хронология строительства «КАМАЗа»:
13 декабря 1969 года – вынули первый ковш грунта, положив начало строительству Камского автозавода.
Осень 1970 года – начато строительство первых зданий ПО «КАМАЗ» – литейного и ремонтно-инструментального заводов.
Январь 1971 года – в Набережных Челнах сдан первый двенадцатиэтажных жилой дом для работников «КАМАЗа».
1973 год – пущен первый городской трамвай, первый энергоблок ТЭЦ поставлен под нагрузку, возведены корпуса всех объектов первой очереди производственного комплекса.
Май 1974 года – собран первый двигатель на стенде экспериментального цеха управления главного конструктора «КАМАЗа».
1975 год – все заводы комплекса готовятся к выпуску пробной продукции, идёт пуско-наладка и монтаж технологического оборудования.
Декабрь 1975 года – но собственными силами, правда, пока ещё по временной технологии на заводе двигателей собран первый силовой агрегат.
16 февраля 1976 года – выпуск первого грузового автомобиля «КАМАЗ».
29 декабря 1976 года – «КАМАЗ» получает статус производственного объединения и переходит в непосредственное подчинение Минавтопрому СССР. Тогда же Госкомиссия, во главе с В.Н. Поляковым – Министром автомобильной промышленности Советского Союза, подписала акт ввода в эксплуатацию первой очереди ПО «КАМАЗ». Уже к этому времени «КАМАЗ» двукратно превосходил ВАЗ по производственным фондам и в три раза превосходил общеотраслевой показатель Минавтопрома.
Октябрь 1977 года – «КАМАЗ» выпустил 15 тыс. грузовых автомобилей, таким образом завершив первый годовой план досрочно. К концу года завод выпустил 22 тысячи грузовиков.
Август 1978 года – с главного конвейера завода сошёл 50-тысячный грузовик.
Июнь 1979 года – был выпущен 100-тысячный грузовой автомобиль.
Апрель 1980 года – появляется грузовой автомобиль с серийным номером 150000, темпы двукратного роста производства ПО «КАМАЗ» были рекордными не только для СССР.
Февраль 1981 года – в эксплуатацию сданы мощности второй очереди «КАМАЗа».
Февраль 1983 года – создаётся производственная компания «КАМАЗавтоцентр». Главная задача новой компании – поставка запасных частей к автомобилю и обеспечение все автомобилей «КамАЗ» гарантийным обслуживанием. К концу восьмидесятых годов в составе компании было 210 автомобильных центров. Развитая сеть автотехцентров как на территории СССР, так и за его пределами сблизила КАМАЗ с потребителем. Это дало возможность незамедлительно реагировать на пожелания заказчика, максимально быстро осуществлять ремонт автомобилей, поставлять запасные части и проводить маркетинговые исследования. Сегодня автоцентры КАМАЗ являются также и дилерскими центрами по продаже запасных частей и грузовых автомобилей.
1986 год – грузовые автомобили КАМАЗ занимающие четверть всего автомобильного парка страны принимающего участие на сельскохозяйственной уборке, перевезли 60% урожая.
1987 год – сдано в эксплуатацию производство по выпуску микролитражных автомобилей «Ока». В этом же году, 21 декабря, была выпущена первая микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». А в 1994 году был запущен уже целый завод по производству микролитражных автомобилей «Ока» мощностью 75 тыс. штук в год. Через десять лет завод малолитражных автомобилей (2005 год) вошёл в состав группы «Северсталь-Авто».
1988 год – как подсчитали специалисты, от начала производства грузовых автомобилей КамАЗ, государство получило примерно 8 миллиардов рублей транспортной прибыли, от их эксплуатации. Следовательно, ПО «КАМАЗ» окупило капиталовложения на своё строительство, в первый десяток лет производства.
25 июня 1990 года - правительством принято решение о создании ОАО «КАМАЗ» на базе имущества ПО «КАМАЗ». Таким образом, «КАМАЗ» первым вступил в новые экономические отношения из числа крупнейших компаний страны. 11 августа 1990 года общим собранием акционеров был утверждён устав ОАО «КАМАЗ», а 23 августа «КАМАЗ» был зарегистрирован.
14 апреля 1993 года произошёл пожар на заводе двигателей, он охватил всё предприятие в считанные минуты, и почти полностью уничтожил сложнейшее технологическое оборудование и производственный корпус. Ликвидации последствий пожара велась двумя путями – восстановлением производственных мощностей по выпуску 100000 двигателей и созданием нового производства на основе новейшего технологического оборудования. Благодаря поддержке правительства РФ и Татарстана «КАМАЗу» удалось восстановить предприятие в короткие сроки. В декабре 1993 года завод двигателей смог вернуться к работе.
Январ 2008 года – было выпущено 1,9 миллионов большегрузных автомобилей.
Декабрь 2008 года - немецким концерном «Daimler AG» приобретено 10% уставного капитала ОАО «КАМАЗ».
2010 год - немецкий концерн «Daimler AG» увеличил свою долю до 11 процентов в уставном капитале «КАМАЗа». Вместе с этим Европейский банк реконструкции и развития приобрёл четыре процента ценных бумаг ОАО «КАМАЗ».